Дезадаптация ребёнка: причины и способы решения
Иногда даже небольшие изменения выбивают из колеи. Задача родителя – помочь ребёнку с ними справиться.

21.10.2024
Дезадаптация – это неспособность человека привыкнуть к различным социальным и образовательным условиям, войти в коллектив или учебный режим. Она имеет множество причин и может затрагивать поведение, эмоции, способность к обучению и продуктивность на работе. Рассмотрим, как дезадаптация проявляется у детей и как помочь ребёнку преодолеть это состояние.
Как проявляется дезадаптация?

Сменой поведения и ухудшением результатов по учёбе. А именно:

  • на домашнее задание уходит больше времени, чем раньше. Вероятно, прокрастинация;
  • ребёнок часто плачет без причины;
  • появилась раздражительность, тревога, апатия, агрессия. Иногда без причины;
  • ребёнок не слушается и не следует правилам поведения. Грубит, резко прерывает разговор или урок, вскакивает с места;
  • внезапная замкнутость или открытость;
  • повышенная утомляемость и видимая усталость.

Симптомы проявляются неодинаково у разных людей и в разных ситуациях. Если школьнику стало сложно учиться и он не может объяснить, почему, вероятно, дело в дезадаптации.
Мальчики подвержены дезадаптации больше, чем девочки.
Дезадаптация у детей бывает разных видов:

  • Социальная, когда ребенок не может успешно встроиться в социум. Ему сложно заводить друзей, взаимодействовать с окружающими, следовать общепринятым нормам поведения.
  • Эмоциональная, когда ребёнку трудно выражать и управлять эмоциями. Ребенок может быть излишне тревожным, замкнутым, иметь низкую самооценку.
  • Школьная. Одна из наиболее распространенных форм дезадаптации, когда ребенок не может привыкнуть к школьной системе. Например, после детского сада или при переходе в новую школу.
При любой дезадаптации ребёнок чувствует себя потерянным и одиноким. В этот период особенно важно дать ему понять, что вы рядом и вместе справитесь с его временным состоянием.
Причины дезадаптации

Их множество, и почти всегда они накладываются друг на друга. В основном это:

Внутренние факторы:


  • тревожность или страх перед новым;
  • стеснительность или низкая самооценка;
  • особенности развития;
  • другие заболевания, затрудняющие общение и нормальную жизнь школьника.
Внешние факторы:

  • конфликты в семье или недостаток внимания к ребёнку;
  • стресс из-за новых условий. Переход в новую среду, например, с начальной школы в среднюю или смена класса, может стать сильным стрессом для ребенка;
  • конфликты с учителями и одноклассниками. Не найдя поддержки среди сверстников, школьник изолируется, что может напрямую повлиять на его успеваемость;
  • сложная учебная программа. Иногда даже любимый предмет может резко стать сложным. Тогда плохие оценки могут отбить всю любовь и мотивацию.
Чаще всего школьная дезадаптация проявляется при переходе в детский сад, первый класс и в подростковом периоде.
Что делать?

Если внешние факторы и поведение ребёнка указывают на дезадаптацию, первое и самое главное, что вы должны сделать – поддержать. Поговорите о его состоянии, выслушайте и покажите, что вам важно, что он чувствует и вы всегда рядом, чтобы помочь. Вот, как это можно сделать:

  • Открыто говорите с ребёнком о его переживаниях, желаниях и страхах. Расскажите о своём опыте и о том, как вы справлялись и справляетесь с переживаниями. Начать можно с простых «как прошёл день?» и «как ты себя чувствуешь?».
  • Напомните школьнику о семье и старых друзьях. Если вы уверены, что социализация пойдёт ему на пользу – предложите ему пойти на прогулку с семьей или друзьями. Контакт с близкими людьми поможет чаду снова почувствовать себя в своей тарелке и ненадолго забыть о переживаниях.
  • Не критикуйте ребёнка или делайте это как можно мягче. Давайте ему право на ошибку.
  • Следите за режимом дня ребёнка. Всегда важно, чтобы он достаточно спал, ел вовремя и здорово, регулярно гулял и занимался чем-нибудь активным.
  • Поговорите с учителями. Расскажите о состоянии ребёнка и попросите их быть с ним помягче.
  • Обратитесь к детскому психологу. Если ничего не помогает, поможет врач. Он поможет выявить глубинные причины дезадаптации именно в вашем случае и поможет их проработать.
Перед походом к психологу расскажите ребёнку о том, что его задача – помочь, и врача не стоит бояться.
Как избежать школьной дезадаптации?

Чтобы период привыкания к новым условиям прошёл как можно мягче для школьника, стоит следовать нескольким советам:

  1. Будьте мягче. Не требуйте от ребёнка всё и сразу. Новый этап в жизни – стресс для любого человека, особенно маленького.
  2. Готовьтесь к школе. Предупреждён, значит, вооружён. Вместе с ребёнком освежите знания, сходите за новой канцелярией или прогуляйтесь рядом со школой. О том, как подготовиться и привыкнуть к новой школе, мы писали здесь.
  3. Запишите ребёнка в летний лагерь или на летние занятия. Они помогут и отдохнуть, и научиться новому, и повторить школьную программу. Пусть ребёнок попробует побыть в незнакомой обстановке без вас хотя бы пару часов в день, и к школе или детскому саду ему будет гораздо легче привыкнуть..

Например, можно попробовать городской лагерь программирования CODDY. Зимой и летом, недалеко от дома, среди единомышленников и молодых преподавателей ребёнок сможет найти себе пару новых друзей, отдохнуть и сделать первый шаг в профессию будущего.
Малышу будет намного легче привыкнуть к новым порядкам, если он будет знать, чего ему от них ожидать.
Дезадаптация требует внимания со стороны родителей, педагогов и психологов. При переходе в новую среду главное – поддержать ребёнка, помочь ему привыкнуть к новому укладу жизни и войти в его новый коллектив.