Как научить ребенка самостоятельно делать уроки
Запутались в домашней работе вашего ребенка? Эта статья предоставит вам практические советы и стратегии, как помочь вашему ребенку стать более самостоятельным в учёбе.

23.12.2024
Домашние задания – неотъемлемая часть школьной жизни, но для многих детей и родителей они превращаются в постоянный источник стресса. Ребенку не хочется тратить свое драгоценное время на выполнение домашней работы, ведь его можно провести более весело. Поэтому родители часто полностью выполняют задания за детей или постоянно контролируют каждый шаг. Более 56% родителей делают уроки вместо своих детей – показывают исследования.

Такой подход не развивает ответственность и самоорганизацию, необходимые для успешной учебы. Не самостоятельному ребенку будет очень трудно в старших классах и университете, где родители уже не смогут помочь.
Почему ребенок не делает уроки сам

В том, что ребенок делает уроки с родителями обычно две глобальных причины – непонимание материала ребенком и излишняя тревога родителей.
Оказывайте ребенку действительно необходимую помощь.
В первом случае помощь родителей очень даже приветствуется. Однако стоит помнить, что она не должна заключаться в выполнении домашки. Родители только помогают понять материал, объяснив его самостоятельно, предложив обратиться к одноклассникам или договорившись о факультативных занятиях.

Не научив ребенка самостоятельному выполнению домашних заданий, родитель рискует и дальше делать их за своего ребенка, лишая его самого главного – знаний. Важно помнить, что если вы сделали домашку за своего ребенка, это вряд ли поможет ему на контрольной работе, где обратиться за родительской помощью он уже не сможет.
Делая работу за своего ребенка, родители оказывают ему медвежью услугу.
Подготовка к самостоятельным занятиям

Учеба – задача ребенка, а родители помогают ресурсами и поддержкой.

  1. Чтобы позволить ребенку самостоятельно выполнять домашние задания, необходимо объяснить ему (а порой и себе) важность домашней работы. Уроки кажутся наказанием, а не полезной практикой, развивающей мозг. Нужно объяснить ребенку, что домашняя работа — это не просто задания от учителя, а возможность закрепить пройденный материал и лучше понять тему. “Чем лучше ты её выполнишь, тем увереннее будешь себя чувствовать на уроках и тем легче тебе будет учиться дальше”.
  2. Важная составляющая — рабочее место. Задача родителя в обеспечении удобного, эргономичного и хорошо освещенного пространства. Рабочее место должно быть без отвлекающих факторов, чтобы не нарушать и без того нестабильную детскую концентрацию. Это значит, убрать лишние игрушки, выключить телевизор и телефон, обеспечить тишину или спокойную фоновую музыку, если она помогает сосредоточиться.
  3. Заранее собрать все необходимые материалы: учебники, тетради, ручки, карандаши, линейки, ластики – все, что может понадобиться для выполнения заданий. Наличие всех необходимых материалов позволит избежать лишних прерываний и сосредоточиться на работе.
  4. Важно также отвести отдельное время для выполнения домашки. Не стоит заниматься этим сразу после школы, когда ребенок еще не отдохнул, но и не стоит тянуть до самого вечера, когда уже время ложиться спать. Оптимальным считается время через 1.5-2 часа после школы.
Удобное рабочее место – залог качественного выполнения домашней работы.
Развитие навыков самостоятельности

Когда ребенок понимает, зачем ему делать домашние задания, а рабочее место способствует их благоприятному выполнению, пришло время помочь ребенку развить навыки самостоятельности. Если все время он делал уроки с родителями, то резко начать их делать сам, он не сможет. Развитие навыков самостоятельной работы – процесс постепенный и требующий терпения со всех сторон.

  • Один из самых важных аспектов – концентрация внимания. Дети часто отвлекаются, поэтому необходимо развивать навыки сосредоточенности. Это можно делать с помощью специальных упражнений, игр, а также путем постепенного увеличения времени, проводимого за выполнением задания без перерывов. Короткие перерывы для отдыха и разминки, наоборот, помогут избежать переутомления и поддерживать концентрацию.
  • Самоконтроль и самооценка – не менее важные навыки. Научите ребенка проверять свою работу, искать и исправлять ошибки. Помогите ему объективно оценивать свои достижения, не концентрируясь только на оценках, а на процессе обучения и приобретении новых знаний. Помимо результата поощряйте за усилия и прогресс. Система поощрений, основанная на достижении промежуточных целей, поможет поддерживать мотивацию.
  • Наконец, важно научить ребенка самостоятельно искать информацию и решать возникающие проблемы. Поощряйте использование учебников, словарей, интернета, но при этом контролируйте источники информации и учите критически оценивать полученные данные.

Если ребенок сталкивается с трудностями, помогите ему найти решение, не делайте работу за него. Направляйте, подсказывайте, предлагайте варианты, но оставляйте ему пространство для самостоятельного принятия решения и ответственности за последствия. Развитие этих навыков сделает ребенка уверенным и независимым в учёбе.
Формирование навыков самостоятельной работы – трудный, но необходимый процесс.
Роль родителей

Но самостоятельность ребенка не делает безучастными родителей. Когда ребенок начнет сам делать уроки, ему все еще будет необходима ваша помощь.

Научитесь различать, когда нужна помощь, а когда ребенок должен справиться самостоятельно. Также регулярно общайтесь с учителем, чтобы быть в курсе успеваемости и трудностей.
Создайте благоприятную атмосферу для ребенка и помните, что терпение и поддержка – это ключевые составляющие успеха.
Нужно понимать разницу между помощью и выполнением всей работы за ребенка.

Развить навыки самостоятельности помогут также внеурочные мероприятия. Обратите внимание на Городской IT-лагерь CODDY. Участие в интенсивах поможет ребенку научиться самостоятельно решать задачи, создавать проекты и презентовать их. А также получить современные навыки в области программирования и дизайна.