Как мотивировать ребёнка учиться?
«Способный, но ленивый» — о том, почему пропадает желание учиться и как его безболезненно вернуть.

30.07.2024
Мотивация детей — дело непостоянное: её нужно регулярно стимулировать. Каждый ребенок уникален, и выяснить причину её отсутствия и найти правильный подход требуют времени.

В данной статье мы рассмотрим, как действует мотивация у детей, и рассмотрим способы стимулировать ребенка к учебе и достижению успехов.
Причины отсутствия мотивации

Прежде чем перейти к практическим советам, важно понять, почему ребенок не хочет учиться. А для этого — какая бывает мотивация. А бывает она внутренняя и внешняя.

На внутренний фактор — искреннюю любовь к процессу — мы никак не можем повлиять. Насильно мил не будешь. Заставлять ребёнка разлюбить что-то, не приведёт ни к желаемому результату. Например, некоторым детям просто нравится рисовать или читать книги, и им для этого не нужна мотивация.

Внешние факторы намного гибче: они связаны с результатом. Например, ребёнок может делать что-то ради похвалы, хорошей оценки, подарка, уважения сверстников или из страха наказания или разочарования родителей.
В отличие от внутренних, внешние факторы можно создать, но, к сожалению, они не бывают постоянными. К внешней мотивации можно даже просто привыкнуть, и она перестанет работать.
Мотивация, основанная на получении награды или избежания наказания, подвергает ребёнка стрессу, который только мешает развиваться в долгосрочной перспективе.
А пропадает мотивация к учёбе в основном из-за:

  • Слишком сложной задачи.

Лень — это следствие сложных обстоятельств. Мозг не видит достаточного результата сопоставимого с будущими трудностями. И решает её не делать. Соответственно, для мотивации людям нужно понимать, зачем они что-то делают и видеть результат.
Для этого ребёнку нужна посильная и понятная задача.
В школе учителя часто не замечают, что ребёнок не усвоил материал, и двигаются дальше по программе (либо возможности задержаться и что-то повторить нет из-за учебного плана). Знания же в основном накладываются друг на друга, как пирамида: не понял одну ступеньку — не поймёшь и все последующие, и оттого к урокам не хочется даже приступать.
Бывает, что учителя просто непонятно объясняют — это тоже причина неусвоения и отсутствия мотивации.
  • Непонимания смысла учёбы

По стандарту преподавания, любой урок учитель должен начинать с демонстрации или рассказа о том, как можно применить знания, которые он сейчас даст. Далеко не всегда это правило соблюдается в школах.
Спросите у ребёнка, где применяются знания и умения, которым он не хочет учиться, и что он сможет сделать, используя их. Если он не сможет дать внятного ответа — возможно, в этом и кроется проблема.
  • Конфликтов

Если ребёнок вовсе не хочет ходить в школу или на конкретный урок, скорее всего, у него проблемы с учителями или одноклассниками. Возможно, преподаватель слишком строг или обидел ребёнка, либо его задирают, либо он чувствует себя лишним в классе. Всё это выясняется и решается диалогом, а в крайнем случае — сменой школы.

Проблемой могут быть и конфликты дома — в таком случае ребёнок, даже если не участвует в них, постоянно подвергается стрессу, и теряет мотивацию не только к учёбе. Любое напряжение негативно сказывается на наших желании и способности учиться.
Будьте внимательны к поведению ребёнка и дайте понять, что вам можно доверять — и он откроется вам сам.
  • Недостатка интереса к предмету

Это ответственность преподавателя, и этот недостаток может проявляться даже с его стороны. Когда учитель любит свой предмет и стремится научить ему школьников, он придумывает разные задания и способы изучения, интересно объясняет и активно ведёт урок. Задания типа «переписываем учебник» никак не помогают мотивации.
Здесь родитель может только поговорить с учителем и классным руководителем — завлекать ребёнка предметом самому, когда потом ему всё равно придётся сидеть скучные уроки, может быть неэффективно.
Советы по мотивации ребёнка к учебе

0. Покажите значение учёбы

Первое важное для ребёнка понимание — почему учёба важна и где нужна. Расскажите ему о том, как эти знания пригодятся сейчас и в будущем, как они помогут достичь желаемых целей и профессии.
Покажите важность образования для будущей профессии и карьеры на успешных людях. Например, создатель популярной игры Roblox Дэвид Базуки окончил Стэнфордский университет по специальности «электротехника», а инженер и миллиардер Илон Маск имеет два образования — по физике и экономике.
Здесь можно привести и примеры из жизни: о том, как образование помогло вам и вашим знакомым в карьере и жизни. Конечно, бывают случаи, когда успешные люди получаются из школьных лодырей или не окончивших колледж студентов, но это исключительные случаи, на которые не стоит равняться.

Если малыш пока не хочет думать о будущей профессии, это его мало замотивирует, но осознавать факт того, насколько его умения сейчас повлияют на него в будущем, не будет лишним.
1. Ставьте реалистичные и достижимые цели

Если «поступить в хороший университет» или даже «закрыть четверть на 4» звучит слишком отдалённо, цели могут быть краткосрочными. Например, «хорошо написать контрольную» или даже «выполнить домашнее задание». За выполнением цели может следовать награда — совместная игра, просмотр мультиков или прогулка с друзьями.
Четкие цели помогают ребенку понять, зачем он учится, и видеть прогресс.
2. Разнообразьте учебный процесс

И сами участвуйте в нём. Помогайте с домашними заданиями, обсуждайте прочитанные книги, интересуйтесь успехами и проблемами ребёнка. Ваше участие покажет ему, что его учеба важна не только ему, но и вам.

Найдите, как ваш ребёнок лучше усваивает информацию (через фото, видео или аудио), и интегрируйте интерактивные задания и мультимедийные материалы в его обучение. Это сделает учебу веселее, поможет дольше концентрировать внимание на задачах и запоминать материал. Такой подход стоит обсудить и с учителем — вероятно, он включит несколько новых игр на повторение и изучение в свои уроки.
Ещё учебный материал можно связать с интересами и увлечениями малыша. Если он увлекается спортом, попробуйте использовать спортивные примеры для объяснения математических задач или писать сочинения о спорте по английскому. Это сделает процесс обучения интереснее и ближе лично для вашего ребёнка..
3. Интересуйтесь знаниями, а не оценками

Оценки — субъективный показатель способности выполнить задание по требованиям, а не реальных знаний. В школах в основном они отражают только способность запомнить и воспроизвести информацию. А ещё — удачливость, отношение преподавателя, и умение сконцентрироваться на задаче в стрессовой ситуации.
Поощряйте высокие отметки, но не ругайте за низкие, ведь главное в учёбе — усвоить полезный для себя материал и найти ему применение.
Вместе обсуждайте, что ребёнок изучает в школе, побуждайте его к размышлениям и самостоятельному поиску ответов на вопросы. Вы — друг и помощник своего ребёнка в этом вопросе. Учитель и наставник у него уже есть.
Включайтесь в учебные процессы сами. Ребёнок заметит и подхватит ваш энтузиазм.
4. Минимизируйте стрессы

Разузнайте, какие у ребёнка отношения с одноклассниками и учителями и уладьте конфликты, насколько это возможно. Избавьтесь от нагружающих дополнительных занятий, вместе отдыхайте, поддерживайте ребёнка эмоционально. Позвольте его уверенности в себе расти, чтобы он был готов к трудностям и не грустил из-за неудач.
Хвалите ребёнка за достижения, даже маленькие. Важно, чтобы он чувствовал вашу веру в его силы и возможности.
Расскажите малышу о том, как вы сами учились и преодолевали подобные ситуации. Дайте ему знать, что он в этом не один, и что вы его слышите и понимаете. Расскажите о собственных неудачах и о том, что без них и стресса в жизни не обойтись — с ними надо научиться справляться.
5. Организуйте рабочее место и время

Если ребёнок не может сосредоточиться на учёбе — ему может помочь расписание. Обозначьте конкретные часы, когда он должен учиться, или поставьте цель на день — поделать уроки и задания вечером полтора часа. Со временем мозг привыкнет к регулярности, и учиться станет легче.

Вместе с этим важно организовать место для учёбы. Рабочий стол должен быть светлым, чистым и просторным, ничего не должно отвлекать ребёнка — ни вы, ни игры, ни посторонние шумы. Как вариант, на время учёбы можно отключать интернет, если он — причина прокрастинации и без него можно обойтись.

Сконцентрироваться могут помочь мобильные приложения. Например, Forest (Android) или Flora (iOS), которые за установленное время выращивают в телефоне растения, пока вы работаете.
Не будет лишним создать полезный досуг для вас и ребёнка. Проводите вместе время с пользой — играйте в развивающие игры и поддерживайте его интерес.
Заключение

Учёба требует терпения и постоянного внимания и от ваших детей, и от вас. Чтобы замотивировать ребёнка и сделать процесс обучения интересным и увлекательным, нужно понять, почему он не хочет учиться, и вместе справиться с этой проблемой: решить конфликты, разнообразить учебный процесс, поддержать и быть рядом. Помните, что участие и любовь родителей — ключевые элементы успешного обучения.
Сочетание приятного с полезным — лучшая мотивация. Учёба и отдых в городском лагере школы программирования CODDY уже ждут вас, чтобы вместе создать весёлые и продуктивные каникулы.