Стань мастером анимации, как Уолт Дисней: Узнай секреты создания мультфильмов!
Об анимации для будущих аниматоров: где применяется, как работает и как научиться.

27.01.2025
Движущиеся картинки давно стали неотъемлемой частью практически любого медиа. Мы видим анимацию в фильмах, рекламе, видеоиграх, обучающих материалах. Она оживляет персонажей и дарит зрителям яркие эмоции в мультфильмах и мультсериалах. Однако за каждым таким движением лежит кропотливая работа аниматоров, превращающих простую идею в произведение искусства.

Уолт Дисней – один из тех, кто вдохновил миллионы людей на изучение анимации. На его мультфильмах выросли целые поколения – и продолжают расти на фильмах его компании. Если вы хотите последовать его примеру, начать стоит с основ анимации.
Анимация – это

Приёмы создания иллюзии движущихся изображений на экране с помощью последовательности сменяющихся кадров. Также она называется мультипликацией и бывает разных видов:

  • Рисованная. 2D-анимация из последовательных кадров, нарисованных на бумаге или компьютере.
  • 3D-анимация. Смоделированные объекты приводятся в движение в компьютерных программах.
  • Покадровая. Основана на покадровой съёмке неподвижных объектов. Она может быть пластилиновой, кукольной, песочной, Lego и так далее, и производится путём фотографирования созданной сцены. После каждого фото в сцену вносятся минимальные изменения и процесс повторяется, чтобы в итоге последовательность снятых кадров создала иллюзию движения.
Процесс анимирования – лишь один из этапов создания анимационного ролика. Как правило, они создаются по следующему плану:

1. Раскадровка. Это схематическое изображение ключевых сцен, набросок истории в движении. Перед рисованием раскадровки сюжет ролика можно написать – то есть, создать сценарий. От него и раскадровки аниматор будет отталкиваться в процессе работы.

2. Персонажи и окружение. Перед тем, как анимировать, нужно иметь, что анимировать. То есть, создать персонажей и локации, в которых будет проходить действие. Если анимация рисованная, персонажи рисуются с нескольких сторон, чтобы аниматор всегда мог свериться с референсом и не додумывать, как персонаж будет выглядеть сзади или в профиль.
Художница Ольга Сименец
3. Анимация. Аниматор делает свою работу, сверяясь с референсами, сценарием и раскадровкой.

4. Звук и эффекты. Добавляются визуальные эффекты и ролик озвучивается.

В крупных студиях созданием анимационного ролика занимаются разные люди: сценарист, раскадровщик, дизайнер персонажей, дизайнер окружения, сам аниматор, специалист по визуальным эффектам, звукооператор, актёры озвучки и так далее. Мультфильмы, фильмы, реклама – всё создаётся в команде, поэтому каждому из этой цепочки нужно уметь в ней работать.

12 принципов анимации студии Дисней

Анимация работает по своим законам. Эти основные принципы мультипликации разрабатывались художниками студии с 1930 года и были описаны аниматорами Олли Джонстоном и Фрэнком Томасом. Они помогают добавить жизнь в проекты и сделать движения правдоподобнее.

1. Сжатие и растяжение придаёт объектам ощущение веса и гибкости. Например, прыгающий мяч будет казаться реалистичнее, если его форма слегка изменится в момент удара о поверхность.
2. Подготовка к основному действию делает его реалистичнее. Например, перед прыжком персонаж должен слегка присесть.
3. Сценичность – композиция, фон, ракурс и масштаб изображения можно использовать для направления взгляда зрителя и подчёркнуть ключевые элементы сцены.
4. Последовательность. Существуют два подхода к созданию анимации: последовательная отрисовка каждого кадра и создание ключевых поз с последующей проработкой промежуточных кадров.

Сейчас художники в основном рисуют только ключевые позы – моменты переходов от позы к позе программа прорисовывает сама. Но такие технологии были не всегда – раньше всё покадрово рисовалось вручную – поэтому разница подходов лишь в последовательности работы.

5. Сквозное движение и захлёст. Части тела, волосы и аксессуары персонажей продолжают движение после остановки основного тела.
6. Замедление и ускорение. Плавное начало и завершение движения делают его естественнее. Например, машине, чтобы разогнаться, нужно постепенно набрать скорость, а чтобы остановиться – постепенно сбавить.
7. Дуги. Практически любое движение имеет свою траекторию. Летящий мяч, прыжок, взмах рукой.
8. Вторичное действие. Когда движется персонаж, движутся и его волосы, одежда, части тела. Под ним может прогибаться пол или мяться трава. Это всё – вспомогательные движения, оживляющие происходящее.
9. Правильное распределение времени между кадрами делает действие динамичнее. Здесь укус происходит быстрее, чем пёс открывает пасть. Будь скорость кадров распределена наоборот – эффект был бы другой.
10. Гиперболизация движений делает происходящее выразительнее. Это можно сделать через перспективу, искажения и увеличение амплитуды движения.
11. Узнаваемость. Движение должно быть чётко видно и понятно. Например, идущего человека лучше изобразить сбоку. Это самый читаемый ракурс для этого движения: мы сразу видим, что он идёт, и понимаем, в каком направлении.

12. Привлекательность. Герой или злодей, персонаж должен быть симпатичен зрителю, вызывать эмоциональный отклик. Это достигается через интересные формы, детали, мимику и манеру движения.
С чего начать новичку?

С выбора программы для анимирования. Вот несколько подходящих:

  • DigiCel FlipBook – похожая на Microsoft Paint программа с необходимым минимумом для начала своего пути в анимацию;
  • OpenToonz – понятный интерфейс и большой выбор кистей;
  • Adobe Animate – многофункциональная программа уровнем выше. Подходит как для баннеров, рекламы и инфографики, так и для рисованных мультфильмов.

Далее – разбираемся в программе, смотрим туториалы и пробуем создавать свои проекты. Для рисования на компьютере стоит приобрести графический планшет.

Как учиться?

Глядя на любимые мультфильмы! Например, процессы анимирования, разборы и видео-туториалы выкладывают на своём Youtube-канале SPA Studios, создатели мультфильма Клаус, возродившего покадровую рисованную анимацию в полнометражном кино.

Подобные разборы можно найти практически на каждый 2D-мультфильм.

Также школы анимации обычно выкладывают обучающие видео и выпускные работы своих студентов. Например, AnimSchool на своём YouTube-канале.

Больше видеоуроков по анимации можно найти на канале I Want to Be an Animator; по сценарию – на уроках от Pixar; раскадровке – на их же бесплатном курсе на английском языке.

А создать свой первый ролик и не разочароваться в сложных программах можно с опытными наставниками – например, на курсе анимации для детей от CODDY. Мы учим ребят анимировать для сайтов, игр и мультфильмов в Adobe Animate. Помогаем развить навыки рисования и составляем первое анимационное портфолио вместе.